Архив блога

понедельник, 11 апреля 2011 г.

Правда Исмаила Исакова

 
                                                           
Это не первое мое интервью у Исмаила Исакова, ныне депутата Жогорку Кенеша, председателя Комитета по обороне и безопасности. Брала интервью у него во времена Акаева, когда он был в опале, при Бакиеве, когда он занимал пост министра обороны. Замечаю, что в его облике появилось новое: например, перебирает четки. Кроме этого, отвечая на некоторые вопросы, подается вперед, наклоняет голову и закрывает глаза, словно говорить мучительно тяжело. Может, это просто объясняется накопившейся физической усталостью. Только что закончилось парламентское заседание, на котором два дня рассматривали отчет Национальной комиссии по изучению причин и последствий июньских событий на юге, и опять - во второй раз за последние три года - склонялось имя Исакова. И вновь приходилось отстаивать свою честь. А может, так легче восстанавливать страшные картины лета - чтобы не ошибиться в эпизодах, деталях, цифрах…
На память генерал-лейтенант Исаков не жалуется. Тем более что давно ввел для себя правило: события дня фиксировать в дневнике.
- Исмаил Исакович, вы не согласны с отчетом нацкомиссии. Почему?
- Потому что, несмотря на видимость научности, комплексности и объективности, это очень неглубокое исследование. В нем нет всей правды, не показаны истинные корни трагедии. А это очень важно. Когда зуб ноет, все тело болит…
- А ваша правда какова?
- Истинная причина конфликта - в борьбе между старой властью и новой. Вы сами были свидетелем, как весь апрель-май пробакиевские силы изо всех сил стремились вернуть свои позиции, устраивая то там, то тут митинги, провоцируя погромы, захватывая здания. Июнь стал апогеем, но противостояние не закончилось: просто начиная с 10 октября многие из тех, кто поддерживал режим Бакиева, занимал при нем ключевые позиции, вновь пришли к легитимным рычагам власти. Так что борьба продолжается, только она вступила в новую фазу. Удобно, знаете ли, в такой ситуации пригвоздить к стене тех, кто в июньские дни был у всех на виду - Исакова, Душебаева, Шерниязова и других, и таким образом отвести удар от организаторов. Ради этого и было, собственно, затеяно двухдневное шоу в парламенте, которое не на йоту не приблизило народ к истине. Ситуацию в нашей стране можно сравнить с Россией после 1917 года: выиграть должны или революционеры, или контрреволюционеры. В 2010-м контрреволюционеры пользовались для этого любой возможностью. И такой возможностью стал Кадыржан Батыров с его амбициями. Тактики и стратеги контрреволюционеров очень умело разыграли националистическую карту. К огромному сожалению, и кыргызы, и узбеки поддались навязанному им сценарию.
- Вас обвиняют в том, что, располагая оперативной информацией о возрастании напряженности на юге, вы не приняли должных мер, чтобы предотвратить столкновения.
- Легко сказать. Начиная с 7 апреля мы находились как на пороховой бочке, гася конфликты. Не будь этих колоссальных усилий, неизвестно, какие масштабы приняла бы трагедия в Маевке, чем окончились бы события в Токмоке, которые развивались по опасному пути, во что вылилось бы майское противостояние в Джалал-Абаде. Не надо забывать также о том, что в спецслужбах, системе МВД на многих руководящих постах оставались люди Жаныша Бакиева. Они верили, что "семья" вернется, поэтому держали связь с нею и выполняли ее указания. Попытки снять с должности пробакиевского начальника РОВД или ГОВД нередко встречали саботаж по вертикали, поскольку на все важные посты этот ставленник назначил своих людей. Были факты, когда команды Душебаева или Шерниязова просто-напросто не выполнялись. Конкретный пример - случай с Жанышем Бакиевым, когда ему удалось убежать в апреле из Тейита. Нам доложили, что все выходы из родового села блокированы, но когда я направил туда надежных людей проверить, оказалось, что это не так.
Кроме того, Бакиев оставил нам в наследство милицию, которая не располагала элементарными средствами защиты, не говоря о спецсредствах, необходимых при массовых беспорядках.
- У  вас  было  два   месяца запаса. Неужели не было никакой возможности обеспечить милицию всем необходимым?
- Мы  обращались  с  неофициальными просьбами о помощи к определенным международным  организациям,  но, к сожалению,  не нашли поддержки.
- Расскажите, пожалуйста, как разворачивались события после того, как ранним утром 11 июня, сразу после экстренного заседания Временного правительства, вы вылетели в Ош?
- Азимбек Бекназаров и Омурбек Текебаев полетели туда немного раньше на самолете, я отправился на вертолете. Когда приземлился, мне сообщили, что со стороны Фурката к городу идет многотысячная толпа и среди нее - мои земляки-алайцы. Я полетел к ним и стал убеждать, чтобы возвращались домой. Кто-то, зная меня лично, стал прислушиваться, но большинство - это была агрессивно настроенная молодежь - и понимать ничего не хотели, кричали: "Ты с ними, генерал, заодно!" и требовали оружия (этот эпизод породил слухи, которые сейчас упорно циркулируют в народе: кыргызская часть населения говорит, что, мол, Исаков не дал оружия, чтобы отомстить за убитых сородичей, а узбеки утверждают, что Исаков якобы раздал автоматы, из которых их расстреливали). Я сделал последнюю попытку воззвать к голосу разума и попросил освободить дорогу, чтобы прошли военные силы. Поняв по лицам, что дальнейший разговор вести - только время тратить, мы повернулись уходить (со мной были Бекназаров и офицеры). Вслед полетели булыжники и железные прутья. Один из прутьев застрял в лопасти вертолета, и нам с трудом удалось приземлиться в войсковой части. Облетев затем город, я увидел, что все дороги к нему заполнены тысячами идущих из сел людей. Реально взвесив возможности стоявшей на блокпостах милиции, которая много часов ничего не ела, не имела касок, бронежилетов, слезоточивых газов, водометов или шумовых гранат - всего того, что необходимо в таких случаях, а также зная, что ребята-кыргызы никогда не будут стрелять в соплеменников, я понял, что единственно верный выход в таком положении - вывести из города узбекское население: студентов, женщин, детей, стариков. Попросил Бахтияра Фаттахова и Алишера Сабирова оказать в этом содействие, а солдатам и милиционерам дал указание: везде, где возможно, обеспечить безопасные коридоры для выхода. Так удалось предотвратить гораздо большее число жертв. Организаторы беспорядков рассчитывали, что выходы из города будут блокированы, граница с Узбекистаном закрыта и люди окажутся как в закрытом мешке.
Анализ показывает, что, по всей видимости, был разработан четкий план действий: внутри Оша жгут и убивают так называемые городские, вторая группа подходит со стороны Джалал-Абада, Каракульджи, Алая и Узгена, а третья - Баткена, Нооката, Кадамджая. Мне рассказывали, что после того как я безуспешно попытался переговорить со своими земляками, часть из них отошла в сторону и даже пыталась уйти и увести других, но наткнулась на заслон. И эта информация тоже говорит о существовании определенного плана.
- Что на самом деле происходило в ночь с 12 на 13 июня, когда по каналам ГСНБ к вам поступила информация, что со стороны Узбекистана на помощь узбекскому населению едут вооруженные отряды боевиков во главе с М. Худайбердыевым? В отчете нацкомиссии утверждается, что в рядах приданных вам сил произошли паника и бегство.
- Это неправда. В ту ночь я обратился к армейским подразделениям и всем сотрудникам органов внутренних дел с призывом: наступает решающий час для нашей Родины! До четырех часов ночи армия была приведена в полную боевую готовность. Мы вооружили также всю милицию. Офицеры встали рядом с рядовыми - кто механиком, кто наводчиком-оператором... Паники и бегства и в помине не было. Наоборот, у армии поднялся боевой дух, и именно тогда в ошских событиях наступил перелом: из города сбежали погромщики, а население увидело силу армии. Не исключаю возможности, что и Худайбердыев изменил планы, узнав, что Ош уже не беззащитен.
- Национальная комиссия ссылается на свидетельства генерала М.Ниязова о том, что в те дни некоторые пограничные наряды самовольно оставили свои посты.
- И это тоже неправда. На самом деле я приказал председателю Пограничной службы полковнику Курманакуну Матенову вести совместную охрану государственной границы со стороны Узбекистана, так как с нашей стороны накапливалось очень большое количество лиц, которым была предоставлена возможность выйти через коридор из опасной зоны. В этой ситуации важно было не только обеспечить оперативность прохождения людей, но и также исключить, чтобы вместе с толпой не ушли криминальные элементы, включая тех, кто, возможно, организовывал стычки.
Кроме этого, я приказал заместителю министра обороны вывести военные вертолеты за пределы Оша. Это дорогостоящая и очень ценная техника, инструкция диктует в подобных случаях передислоцировать ее на безопасное удаление от мест большого скопления людей (есть такой термин "площадка подскока") с тем, чтобы при необходимости вертолеты сразу могли подняться в воздух и нанести удар. Этот факт преподносится нашими оппонентами как свидетельство того, что якобы генерал Исаков, губернатор и другие должностные лица приготовили вертолеты, чтобы сбежать.
- Скажите, пожалуйста, почему была ликвидирована 1-я Отдельная мотострелковая бригада, так называемая горная? Нацкомиссия пишет, что это было сделано Бакиевым под соусом реформирования армии. Могла ли бригада в случае ее задействования оказать влияние на ход событий в Оше?
- Конечно, могла бы. Ведь это были не только люди, но и техника. …Реформирование армии - перевод ее на полупрофессиональную основу - было моей идеей, но Бакиев пошел к ней уж очень быстрыми шагами, забыв о комплексе мер, которые обеспечили бы высокую боеспособность войск.
- Вы действительно подадите в суд на нацкомиссию?
- Да. Сейчас готовлю материалы.
- Но ведь такого прецедента, чтобы подавали иск на комиссию, созданную по Указу Президента, в истории Кыргызстана, если не ошибаюсь, еще не было.
- Речь не только обо мне. В спецслужбе, Вооруженных силах, милиции летом работали не только бакиевские ставленники, но и люди, которые честно служили народу. Косвенно наносится удар и по ним, а также по губернатору области, акимам районов, которые добросовестно старались не допустить вражды, сохранить мир и увести людей от удара. Защищая себя, я защищаю их.
- И во время июньских событий, и сейчас муссируется вопрос о причастности внешних сил к организации беспорядков. Но до сих пор непонятно, что же это за силы? Слушание в парламенте не только не дало ответа, а наоборот, напустило еще больше тумана. Из прозвучавших на заседании пояснений членов нацкомиссии и руководителей ГСНБ можно только предполагать, что якобы причастны спецслужбы некоторых государств-партнеров по СНГ. Вы можете внести больше ясности?
- У меня есть информация, что определенные государства действительно были заинтересованы и участововали в организации беспорядков. Но эти сведения связаны с внешнеполитическими интересами нашей страны и разглашать их пока преждевременно.
- Какова сегодня ситуация на юге?
- Очень сложная. Не зажили еще раны тех, кто потерял близких. Существует недовольство некоторыми кадровыми перемещениями. Вы знаете, что Бакиев назначил на многие руководящие посты выходцев из южных областей. Новая власть привела других людей. Но, к сожалению, среди уволенных есть и те, кто умел работать, люди это знают. Не отрегулированы пограничные вопросы. Высок уровень безработицы, низка заработная плата. По-прежнему вольготно криминалитету, который сросся с государственной властью и участвует даже в перераспределении портфелей. Однако правительство начинает жесткую атаку на преступность, и, я надеюсь, если ему дадут работать, то оно многих приведет в чувство.
- Какие уроки извлечены из летних событий? Будет ли укрепляться армия?
- Однозначно да.
- Из каких источников?
- Во-первых, за счет правильного выстраивания внешнеполитической деятельности, честных отношений с другими государствами. Мы состоим в ОДКБ, ШОС, связаны с программой "Партнерство во имя мира", двусторонними договорами. Если не вести двойной игры, как это делал Бакиев, из взаимного сотрудничества можно извлечь много пользы. В бытность мою министром обороны в 2005-2007 гг. с Россией было заключено соглашение о поставке необходимой техники и вооружения на 27 млн. долларов. Мы добились бесплатного обучения наших курсантов в России. При содействии США построили городок для спецназа в Кой-Таше, госпиталь в Беш-Кунгее, центр для подготовки сержантов в Токмоке.
Кстати, техника и вооружение, предусмотренные названным соглашением с россиянами, стали поступать, когда я стал министром обороны уже во второй раз, и благодаря этому мы смогли заблаговременно, до 10 июня, перебросить определенную часть, в том числе танки, на юг.
Второй источник укрепления наших сил - спецсредства, которые и Минобороны, и система МВД при разумном подходе могут зарабатывать сами. Мы забываем о том, что живем в рыночной системе, и мыслим по-советски. Будучи секретарем Совета безопасности, я предложил, например, Бакиеву сократить наполовину численность сотрудников ГАИ, за счет этого в два раза поднять их заработную плату и перечислять также на счет гаишника 10% взимаемых им штрафов. Разумеется, предварительно установив разумную шкалу штрафов. Таким образом, уже через несколько месяцев мы могли бы покончить со взяточничеством и обеспечить приток денег в казну. Бакиев согласился, пригласил министра ВД Молдомусу Конгантиева, тот поддержал. Однако через некоторое время Бакиев вдруг заявляет на совещании, чтобы Исаков не вмешивался в дела другого ведомства.
- Нацкомиссия рекомендует Президенту, Жогорку Кенешу, правительству рассмотреть меру вашей политической ответственности, а также ряда других лиц за то, что допустили эскалацию напряженности на юге и не предотвратили конфликта...
- Думаю, политическую оценку моим действиям, а также Атамбаева, Текебаева, Шерниязова и других членов Временного правительства дал народ, проголосовав за нас на выборах в парламент.
- На слушаниях в Жогорку Кенеше некоторые депутаты настойчиво поднимали вопрос о том, чтобы наградить некоторых сотрудников силовых структур, которые помогли погасить конфликт на юге. Что вы думаете по этому поводу?
- Когда гибнут люди, не может быть речи о наградах. Но надо давать справедливую оценку всем.

Кифаят АСКЕРОВА.
Газета "Слово Кыргызстана" от 28.01.2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий