Архив блога

среда, 1 июня 2011 г.

III. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ.

III. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ.
СОВРЕМЕННЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ, СЕПАРАТИЗМ И НАСИЛИЕ

      В середине II тысячелетия в Центральной Азии, в том числе и в Кыргызстане, образовались этнополитические объединения, ставшие предшественниками современных тюркских народов. Возникли тюркские письменность, литература, религия, самобытная культура.
      В течении длительного времени тюркские народы имели общие традиции и общую историю. Смена одних племен другими не означала их полного исчезновения, они сохранялись в новых этнических и государственных образованиях, иногда под другими названиями.
      Термин «тюрк» (сильный, крепкий) является собирательным, впоследствии он превратился в этническое наименование племенного объединения «тюрк-болун». Позднее этим термином стали обозначать и различные кочевые племена, вошедшие в состав тюркского каганата.
      Хронология существования каганатов, сама по себе, является достаточно серьезным доказательством того, что междоусобные войны между разными племенами и правителями имели место на изучаемой территории с момента их возникновения. Историки выделяют следующие причины разделения и трансформации каганатов:
            - борьба за власть между правителями и племенными объединениями;
            - борьба за раздел и передел собственности (войны и столкновения между племенами);
      Имеется большое количество упоминаний о столкновениях на территории Ферганской долины. Поводы к столкновениям были достаточно разнообразны, однако, изучая требования восставших племен (этнических групп) видно, что в этих распрях существовало две существенные причины: борьба за территорию и контроль над экономическими ценностями.
      Изучая хронологию существования каганатов, а также частоту упоминания подавления недовольства этнических групп, которые входили в состав каганатов, можно сделать вывод о том, что столкновения между племенами или этническими группами исторически не являются из ряда вон выходящими или несвойственными территории событиями.
      Рассматривая этот факт можно сделать следующий вывод: на изучаемой территории в период существования каганатов случалось достаточное количество межэтнических столкновений на этноэкономической и этносоциальной почве.
      То есть, на протяжении исторического процесса, мы наблюдаем борьбу за территорию, сепаратистские тенденции и открытое противостояние, которое зависит от социально-политических и социально-экономических причин.            Исторический процесс и особенности его прохождения на территории Кыргызстана дают основания выдвинуть следующие тезисы в отношении межэтнических конфликтов:

            1. Конфликты, территориальные, политические, экономические,  социальные или смешанные, всегда имели этническую окраску.
            2. Исторический стереотип народов древних каганатов говорит о том, что «социальная и историческая справедливость заключается в борьбе против правящего этноса».
            3. Исторические источники делают акцент именно на борьбу между народами каганатов, насильственные действия и вооруженные столкновения между ними.
            4. В ходе исторического процесса не было найдено решения проблеме постоянного противостояния этносов, то есть проблема ни разу не была решена до настоящего времени.
            Период нахождения Кыргызстана в составе СССР также характеризуется большим количеством подобного рода конфликтов, однако, есть две основные особенности:
            а) столкновения подавлялись на ранних стадиях, усугубляя латентную фазу конфликта;
            б) информация о столкновениях была засекречена и недоступна широкой общественности.
            Политика Советского Союза основывалась на сильной централизованной системе управления союзными республиками со стороны России, однако, это не избавило СССР от локальных конфликтов. В указанный период эти явления были достаточно жестоко подавлены центральной властью, этническая проблема решалась силовыми методами, такими как депортация, переселение, этнические чистки и т.д. Эти меры дали временное облегчение межэтнического противостояния, однако, положили начало другим негативным явлениям, таким как:
- обострение противоречий между неправящими этносами, так как проявлять противоречия к правящему этносу было опасно;
- создание глубинных этнических обид и накопление глубинных противоречий между этносами в связи с невозможностью открыто демонстрировать этнические обиды.
      В то же время, мелкие конфликты с этнической окраской подавлялись посредством системы органов безопасности и внутренних дел, глубинные противоречия не разрешались, объективная этническая нетерпимость подавлялась идеологическими методами. То есть, проблема не решалась, она лишь загонялась в глубины сознания и передавалась из поколения в поколение. О чем свидетельствуют трагические события конца 80-х годов прошлого столетия, которые произошли в г.Баку, Фергане, Нагорном Карабахе, Оше и других районах СССР.
      В частности, в марте 1990 года лица узбекской национальности, являющиеся депутатами Верховного Совета Киргизской ССР, ветеранами труда и Коммунистической партии обратились в Верховный Совет Советского Союза и Первому секретарю Компартии Киргизии Масалиеву А.М. с требованием рассмотреть вопрос о предоставлении автономии узбекскому населению, с вытекающими из этого последствиями, т.е. решение вопроса о статусе  узбекского языка, назначение на важнейшие партийные и советские  должности лиц узбекской национальности и т.д.
      Вышеуказанные процессы наряду с другими противоречиями завершились трагическими Ошскими событиями 4-7 июня 1990 года.
      Эти трагические события явились следствием недостаточности работы с населением, особенно с молодежью, серьезных просчетов в безотлагательном решении вопросов землепользования и кадровой политики, что породило опасную ситуацию и напряженность в межнациональных отношениях.
      Свою оценку трагическим событиям июня 1990 года в Ошской области дал и Верховный Совет СССР.
      В постановлении Совета Национальностей Верховного Совета СССР  от 26 сентября 1990 года «О событиях в Ошской области Киргизской ССР»,  принятом по итогам работы депутатской группы, справедливо указывалось, что «события в Ошской области Киргизской ССР явились следствием крупных просчетов в национальной и кадровой политике; запущенности воспитательной работы среди населения; нерешенности острых экономических проблем; многочисленных фактов нарушения социальной справедливости. Первые руководители Киргизской ССР, а также области не извлекли уроков из ранее имевших место в республике межнациональных столкновений, проявили беспечность и недальновидность в оценке ситуации об активизации националистических элементов и назревшем конфликте, не приняли мер его предотвращения».
      Постановление также рекомендовало Верховному Совету Киргизской ССР дать принципиальную политическую оценку событиям, произошедшим в Ошской области.
      Но, как показало время, произошедшие события остались без должного внимания. В отставку подали только Заместитель Председателя Верховного Совета Кыргызской ССР Р.С.Кульматов, начальник УКГБ по Ошской области А.М.Мамеев, Председатель Ошского облисполкома Ж. Бекболотов и секретари Ошского обкома партии Н.П. Давыдов и C.Бахапова.
      Вместе с тем, руководители, непосредственно виновные в тех трагических событиях, вплоть до недавнего времени оставались на высоких государственных постах.
      А отдельные из них, в частности У.Сыдыков, находясь на заслуженном отдыхе, принял активное участие в событиях апреля-мая 2010 года, организовывая людей на захват власти.
      Современный сепаратизм как политическая программа и ее следствие в форме насильственных действий формально основывается на ложно трактуемом принципе самоопределения: каждая этническая общность должна иметь собственную государственную оформленную территорию. Нынешние же национальные законодательства и общепринятые международно-правовые документы трактуют право народов на самоопределение, основываясь на признании существующей системы государств и право территориальных сообществ (а не этнических групп) формировать систему управления согласно демократически выраженной воле и не в ущерб остальному населению.
      Современное самоуправление, особенно для небольших этнических групп, означает, прежде всего, право на более широкое участие в общественно-политическом процессе. Сепаратизм же в его нынешнем этническом варианте – это выход из существующей системы путем её разрушения с целью оформления государственности для отдельной этнической общности. Для сепаратистов самоопределение – всегда отторжение от общего государства, политическое и культурное разделение. В их трактовке самоопределение выступает в качестве разновидности национализма.
      Выступая под лозунгом «радетелей своего народа», в большинстве случаев преследуют свои узкоэгоистические цели-утверждения себя в качестве «лидеров государства» и создания новой «национальной» бюрократии, которой должен будет оплачивать «самоопределившийся народ». Цена самоопределения не важна, ибо сам принцип отделения объявляется священным принципом, не подлежащим ни обсуждению, ни сомнению. Борьба за свободу превращается в борьбу за собственных начальников.
      Места компактного проживания кыргызов и узбеков, то есть новостройки (микрорайоны, кварталы), являются объединениями (общинами) по территориальному признаку указанных национальностей.
      Сегодня новостройка на юге Кыргызстана представляют собой сложное и многоплановое явление.
      Они неоднородны социально. Часть их жителей, меньшая, имеет высшее образование, доступ к ресурсам, возможность занять свою нишу в современном обществе с перспективой соответствующей карьеры. Часть жителей несколько большая, чем предыдущая, это те, кто имеет мелкий и средний бизнес. Большая часть населения, которая зарабатывает на жизнь неквалифицированным, низко оплачиваемым трудом в разных сферах, это реализаторы на рынках, тачечники-грузчики, перевозчики пассажиров и грузов и т.д.
      Уровень собственного потенциала населения, которая зарабатывает на жизнь не квалифицированным, низкооплачиваемым трудом является низким, карьерный рост практически не возможным. Это приводит к неудовлетворенности, который может вылиться в социальный конфликт, сопровождаемый психологическим фактором, то есть человек оправдывая и защищая свой образ жизни, ищет виноватого в своих бедах.
      Есть еще одна проблема, которая всякий раз служит поводом инцидентов - это территориальная проблема.
      В этих условиях в том, что не хватает свободных земель, отдельные из них взаимно обвиняют друг друга. Причем варианты решения территориально-жилищной проблемы в плане расселения в многоквартирных домах, или переселения в другой район узбеками не приемлются вообще.
      При совместных и смешанных условиях проживания национальностей практически исключены большие межнациональные конфликты и столкновения (не считая бытовых проявлений).
      Это подтверждается тем, что в период июньских событий 2010 года в местах совместного (смешанного) проживания кыргызов и узбеков межнациональных столкновений не произошло. Они взаимно защищали и спасали друг друга.
      После событий июня 2010 года узбекские кварталы и кыргызская  новостройка (микрорайон) на юге Кыргызстана проходят очередной виток трансформации. Часть кыргызов и узбеков, особенно пострадавшие, мелкие и средние бизнесмены, которые не имели отношения к организации конфликта, не участвовали в погромах, а понесли серьезные убытки, или просто пострадали, и те, кто участвовал в погромах, брал заложников уже являются в какой-то степени противоборствующими сторонами.
      Созданию условий национализма, которое перерастает в борьбу за самоопределение, способствуют очень много факторов:
            1. Деятельность мононациональных партий, движений и организаций, прибегающих к методам насилия.
      2. Преступная деятельность криминальных сообществ, направленная на дестабилизацию ситуации.
            3. Утрата государством контроля над экономическими и финансовыми ресурсами страны, оборотом оружия.
      4. Ослабление системы охраны военных объектов – источников оружия.
      5. Распространение среди различных слоев общества правового нигилизма.   Между тем, за годы независимости велась определенная работа по выработке государственной политики в области национальных отношений.  Образование Ассамблеи народа Кыргызстана, основу которой составляют национально-культурные центры этнических меньшинств, проживающих в Кыргызской Республике, сыграли положительную роль в формировании гармоничных отношений между этносами в Кыргызстане. В том числе за годы независимости узбекское население смогло достичь больших успехов и имеет немалые достижения. В частности,    в республике в настоящее время функционируют 133 общеобразовательные школы с узбекским языком обучения. В 2009-2010 учебном году в г.Ош функционировало 57 общеобразовательных школ. Из них:
      14 - с кыргызским языком обучения;
      14 - с узбекским языком обучения;
      8 - с узбекским и русским языками обучения;
      9 - с кыргызским и русским языками обучения;
      2 - с кыргызско-русско-узбекским языками обучения;
      1 - с кыргызско-узбекским языками обучения и др. Все директора школ имеют высшее педагогическое образование.
      Из 57 директоров образование получили:
в Кыргызстане - 46;        в Узбекистане - 10;   в Татарстане - 1.       
      В 1994 году был создан Кыргызско-Узбекский университет. В течение почти 16 лет его ректорами являются представители узбекского этноса: Мамасаидов Махамаджан (1994-2004 гг.) и Исманжанов Анваржан (2004-2010 гг.). Были открыты частный университет Дружбы народов имени А.Батырова в г.Джалал-Абад. При Ошском государственном университете действует Институт узбекского языка и литературы,  руководитель – Турсунов Равшан (представитель узбекского этноса). Студенты узбекской национальности обучаются также в других общереспубликанских и местных высших учебных заведениях.
      Десятки представителей узбекской общины имеют ученые степени,  награждены высшими государственными наградами, званиями и премиями Кыргызской Республики. Отдельные из них являются депутатами парламента, руководителями ведомств, акимами и заместителями районов и представителями местных (областных, районных и сельских) кенешей, удостоены высшего научного звания – академика Национальной Академии наук Кыргызстана и имеют высшие звания - генерал.
      К примеру, с 1993 по 2009 год по г.Ош почетное звание «Заслуженный учитель Кыргызской Республики» присвоено – 9 (девяти) учителям. Из них:
      4 - кыргызы;                                       3 - узбеки;
      2 - русские (награжденные кыргызы составляют - 45%).
      С 1997 по 2009 год почетное звание «Заслуженный деятель образования Кыргызской Республики» получили 6 (шесть) человек. Из них:
      3 - кыргызы;                                       2 - узбеки;
      1 - русский (кыргызы, получившие это звание, составляют 50 %).
      За этот же период времени значок «Отличник образования Кыргызской Республики» получили 48 человек. Из них:
      21 - кыргызы;                                                 21-узбеки;
      4 - русские;                                         1 - уйгуры;
      1 - татары (41% - составляют кыргызы; 59% - представители других этносов).          
      Более того, в г.Ош 90 лет существует старейший в республике Академический музыкально-драматический театр имени Бабура, которым руководит представитель узбекского этноса Тухтоматов Бахтияржон. Коллектив театра на 100% составляют граждане узбекской национальности. Из них имеют почетные звания «Народный артист Кырызской Республики» – 5 человек.      Вместе с тем, почетные звания «Заслуженный артист Кыргызской Республики» имеют 7 человек и «Заслуженный деятель искусства Кыргызской Республики» имеют 2 человека - представители узбекского этноса.        Издаются областные и районные газеты, функционируют частные теле- и радиостудии на узбекском языке.
      В частности, областная газета «Ош садоси», страницы на узбекском языке в областной кыргызскоязычной газетах «Ош шамы», «Планета дружбы» (при Кыргызско-Узбекском университете), альманах «Ош» издаются на кыргызском, узбекском и русском языках, телестудия «Гранит» при Кыргызско-Узбекском университете, частные узбекские телекомпании: «Ош ТВ», «Мезон ТВ», ДДД, хозяевами которых являются узбеки - Худайбердиев Халилжон, Шакиров Мамиржон, а генеральными спонсорами этих СМИ являются Сабиров Давран, Сабиров Алишер, Абдрасулов Инамжон, Абдулаева Карамат и др.
      В ВУЗах г.Ош в свое время трудились и трудятся доктора наук, профессора, академики – представители узбекского этноса:  
      - Мамасаидов Махамаджан – доктор технических наук, профессор, академик НАН КР, экс-ректор Кыргызско-Узбекского университета, награжден медалями и орденами Кыргызской Республики. Более 10 лет – ректор Кыргызско-Узбекского университета, экс-депутат Жогорку Кенеша КР;
      - Маруфий Адылжан - доктор технических наук, профессор, отличник образования КР, заслуженный работник образования КР. Более 30 лет - бессменный декан инженерно-строительного факультета Ошского Технологического университета;
      - Исманжанов Анвар – доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки КР. Ректор Кыргызско-Узбекского университета (с 2005 по 2010 гг.);
      - Маматурдыев Гуламжон – доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный работник образования КР, зав. кафедрами в ОшГУ и Кыргызско-Узбекского университета;
      - Абиджанов Сабиджан – доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой Ошского Технологического университета;
      - Маткаримов Сулайман – доктор технических наук, профессор ОшТУ, академик инженерной академии КР;
      - Мамасаидов Абдумиталиб – доктор медицинских наук, профессор Кыргызско-Узбекского университета;
      - Хасанов Тойчу – доктор педагогических наук, профессор ОшГУ;
      - Юсупов Фуркат – доктор медицинских наук, профессор ОшГУ, зав. отделением Ошской областной больницы;
      - Маманазаров Жуманазар – доктор медицинских наук, профессор Кыргызско-Узбекского университета, зав. отделением Ошской областной больницы;
      - Сабиров Алишер – доктор политических наук, генерал-майор милиции, экс-депутат Жогорку Кенеша КР и другие.
      В то же время определенно низок показатель представительства узбеков в центральных и местных органов власти, в составе правоохранительных органов и армии в связи с менталитетом и вовлеченностью в торговле, пищевой отрасли и в других сферах бизнеса.
      Приведенные выше факты и цифры свидетельствуют о том, что какого-либо ущемления прав и свобод по отношению к узбекскому населению в Кыргызстане не было.

Комментариев нет:

Отправить комментарий