Архив блога

среда, 1 июня 2011 г.

IV. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

IV. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

1. Политические события, предшествовавшие конфликту и роль этнического фактора

            Развал Советского Союза и возникновение независимых государств Центральной Азии практически в одночасье превратили то, что задумывалось как административно-территориальное деление в рамках единого государства, в межгосударственные границы. Подобное развитие событий не только породило многочисленные проблемы для населения региона, которому теперь приходится договариваться об установлении государственных границ (в отдельных случаях эти границы режут пополам деревни и даже приусадебные участки), но и привело к возникновению ряду противоречий, обусловленных этническим составом новых государств.
При этом остро встал вопрос в отношении так называемой титульной нации. Во всех странах региона до сих пор идет дискуссии о том, должна ли она занимать ведущее место в новых политических образованиях и какова роль и статус этнических меньшинств.
Кыргызстан в августе 1991 года добился государственной независимости. Это событие последовало сразу за неспокойным периодом в истории страны, когда в республике произошел первый этнический крупномасштабный конфликт.
            В 1990 году была основана организация «Адолат», которая одной из своих целей ставила создание узбекской автономии. У властей и граждан кыргызской национальности такие действия части узбекского населения вызвали подозрения в сепаратистских намерениях и потому не только не приветствовались, но и вызывали опасения.
В июне 1990 года в Ошской области разногласия по поводу земли между кыргызами и узбеками привели к обострению напряженности, вслед за которой последовала вспышка насилия, повлекшая за собой сотни человеческих жертв. Восстановление правопорядка с введением чрезвычайного положения и комендантского часа, несмотря на всю мощь Советского Союза, переброску элитных воздушно-десантных войск для локализации конфликта и поддержание железной дисциплины органами государственной власти, затянулось до августа 1990 года.
На президентских выборах, состоявшихся в октябре 1990 года победил А.Акаев. После избрания на этот пост перед ним стояла непростая задача примирения различных общественных сил страны, отношения между которыми были обострены после вспышки насилия летом того же года. Кроме того, стояла задача создания возможностей для национального самовыражения только что обретшей независимость кыргызской нации.
            Формирование национального самосознания вновь созданной страны оказалось в огромной степени привязанным к «титульной нации». Опора на кыргызский этнос способствовал росту озабоченности среди национальных меньшинств. Так, например, опасения за свое будущее многочисленной славянской общины страны спровоцировали массовую эмиграцию русскоязычного населения. В этих условиях А.Акаев начал искать пути достижения баланса между «восстановлением» положения титульной нации в стране и необходимостью защитить интересы национальных меньшинств.
            На уровне государственной символики этот подход нашел свое отражение в официальном лозунге «Кыргызстан – наш общий дом», а на институциональном уровне – в создании Ассамблеи народа Кыргызстана, которая предоставляла форум – каким бы подконтрольным и ограниченным он ни был – для обсуждения проблем национальных меньшинств.
            Такой подход к национальному вопросу позволил А.Акаеву заручиться поддержкой большинства населения страны в ходе реализации курса на исправление имевшего место в советское время подавления кыргызского национального самосознания. В рамках такой политики в качестве истории кыргызской государственности популяризировался национальный эпос «Манас», кыргызский язык приобрел статус государственного (было конституционно закреплено, чтобы Президент страны владел государственным языком, данное положение позже использовалось для блокирования русскоязычных кандидатов, в частности, бывшего мэра г.Бишкек Ф.Кулова); периодически выдвигались инициативы по пропаганде государственного языка и проводились официальные мероприятия по прославлению кыргызского национального характера и истории страны (например, состоявшиеся в 2000 года торжества по поводу трехтысячелетней годовщины основания г.Ош). В то же время прилагались усилия к тому, чтобы заверить национальные меньшинства и убедить их, что и им найдется место в многонациональном Кыргызстане. И действительно, национальным меньшинствам в этот период удалось добиться некоторых уступок. В декабре 2001 года была принята поправка в Конституцию, в которой русскому языку был присвоен статус официального, или языка межнационального общения.
            Вместе с тем, за ширмой официальной межнациональной символики государства в годы правления Акаева отчетливо просматривалась более сложная картина политической жизни страны, в которой взаимоотношения между этническими группами играли центральную роль. Акаев практически не пользовался поддержкой на юге Кыргызстана, где в поздний советский период находился политический центр тяжести страны.
В этих условиях основным союзником Президента, нуждавшегося в политической поддержке (особенно во время выборов), стала узбекская община, преимущественно сосредоточенная на юге Кыргызстана. Узбеки сыграли ключевую роль в попытках Президента укрепить свою власть на юге страны и не допустить роста влияния могущественных конкурентов из числа южной политической элиты – преимущественно этнических кыргызов, черпавших поддержку в сельских районах.
            В обмен на оказанную поддержку, узбекский язык фактически приобрел статус рабочего средства общения в городах и районах юга – местах компактного проживания крупных общин узбеков. Представители узбекской общины заседали в национальном парламенте, а временами даже занимали посты в правительстве страны. Акаев поощрял преданных руководителей-узбеков, одновременно отслеживая, чтобы никто из них не занял место лидера и не появилось объединенное узбекское движение, способное предъявить властям более серьезные требования.
            В отдельных случаях, в период парламентских выборов представители узбекской общины ставились в противовес к оппозиционным кандидатам. Так, например, на парламентских выборах 2000 года в противовес К.Бакиеву была выбрана кандидатура К.Батырова. С тех пор был вбит клин между ними. К.Батыров став депутатом Жогорку Кенеша превратился в одного из влиятельных личностей среди узбекской общины. Он был президентом узбекского национально-культурного центра Джалал-Абадской области. С помощью кыргызских дипломатов он наладил связь с узбекскими депутатами афганского парламента. Стал процветать его бизнес. Создал бизнес проекты за рубежом в Африканских странах, Дубае и т.д.
            Таким образом, межнациональные отношения на юге страны оказались неразрывно связаны с борьбой за власть в Кыргызстане между югом и севером, сельским и городским населением, различными кланами, этническими группами и политическими силами. Неформальный баланс интересов кыргызской и узбекской общин зависел от общей политической ситуации в стране. Чем дольше Акаев находился у власти, тем активнее вокруг него велась политическая борьба, в основном, между различными центрами влияния среди кыргызов. На уровне элиты ключевые места в высшем эшелоне режима Акаева занимали члены его семьи, родственники и друзья, а также представители его родного региона на севере страны.
       В 2002 году начались волнения в Аксыйском районе Джалал-Абадской области из-за незаконного ареста А.Бекназарова, который выступал с беспрецедентной инициативой объявления импичмента президенту за передачу Китаю исторической территории Узенгу-Кууш. И 17 марта того года в с.Боспиек Аксыйского района происходит расстрел демонстрантов.
Попытки Акаева сдержать растущую оппозицию режиму послужили толчком к напряженной политической конфронтации между правительством и нарождающимися силами оппозиции на юге страны. В ходе этого противостояния в политическую повестку дня вновь были выдвинуты вопросы межэтнических отношений, сопровождаемые новыми всплесками насилия и стычками. Так, 25 июня перед зданием областного суда в г. Жалал-Абад в ходе протестов против ареста Бекназарова местная узбекская община также выдвинула ряд собственных требований о предоставлении ей политических прав и представительства в руководящих органах. Среди прочего, узбекская община потребовала также принятия поправки в Конституцию о придании узбекскому языку наравне с русским языком статуса официального. Однако правительство Президента Акаева настороженно отнеслось к этим требованиям, опасаясь, что выдвижение узбекской общиной требований явно политического характера может привести к ее автономии и усилению национальной вражды на юге республики.
По мере усиления конфронтации между президентом Акаевым и оппозицией в период после 2002 года, несмотря на рост коррупции и застой в экономике страны, при том, что режим Акаева отнюдь не являлся выразителем их интересов, лидеры узбекской общины решили продолжать оказывать поддержку Президенту. Сохранение верности Президенту было также связано со стремлением узбекской диаспоры защитить экономические достижения, которых ей удалось добиться за годы правления Акаева.
Некоторые лидеры узбекской общины присоединились к созданной в поддержку Президента политической партии «Алга, Кыргызстан!» и «Адилет».

С уходом со сцены Акаева исчезли заявления о Кыргызстане как «общем доме», а затем хрупкие механизмы урегулирования межэтнических отношений, введенные и задействованные бывшим президентом, и вовсе рухнули. Формирование режима Президента К.Бакиева и приход к власти политических сил, укрепившихся на юге страны, поставили узбекское население Кыргызстана лицом к лицу с новыми реалиями. К.Бакиев не нуждался в поддержке этнических узбеков. Более того, многие из его окружения являлись прямыми политическими и экономическими конкурентами узбеков в южных регионах страны. По мере роста коррупции и криминала, усилившимся с правлением Бакиева, в том числе в силовых структурах, узбекская община и принадлежащие ее членам хозяйственные предприятия стали подвергаться давлению со стороны преступных групп, целью которых были вымогательства или экспроприация.
В связи с этим отношения между узбекской общиной и режимом Бакиева стали ухудшаться. Это событие обусловило выход на сцену нового и более настойчивого поколения узбекских лидеров, готовых защищать интересы своего народа. Эта группа сформировалась вокруг К.Батырова – уже состоявшегося крупного предпринимателя, претендующего на роль лидера узбекской общины Джалал-Абадского региона.
В августе 2005 года М.Мамасаидов – известный узбекский лидер старшего поколения и сторонник Акаева – был вынужден уйти с поста главы Общества узбеков (Республиканского узбекского национально-культурного центра). Перестановка в кругах лидеров узбекской общины выдвинула в первые ряды Батырова.
Новый Президент не проявил особого интереса к продолжению избранного Акаевым курса на улучшение межэтнических отношений, а Ассамблея народа Кыргызстана во многом потеряла свое былое влияние. В 2006 году стало очевидно, что произошел разрыв между режимом Бакиева и политическими силами, сплотившимися вокруг Батырова. Возглавляемое им движение «Родина» организовало серию антиправительственных демонстраций.
Так, например, в январе того же года на курултае узбеков Кыргызстана было принято обращение к Президенту Бакиеву с призывом занять «четкую стратегическую позицию» по вопросам прав национальных меньшинств. В обращении также отмечалось, что узбекская община подвергается притеснениям со стороны «фискальных органов, органов охраны правопорядка и структур исполнительной власти». Хотя подобные притеснения по мере роста коррупции и криминалитета имели место и в отношении граждан других национальностей, включая кыргызов.
При таких обстоятельствах, в те годы был создан молодежный политический клуб «Сарбон» (общее количество участников – около 50 человек), который по словам депутата парламента Д. Сабирова в будущем должен был превратиться в партию. Указанный политический клуб ставил перед собой две основные задачи: первое - добиться создания узбекской автономии в составе Кыргызстана и придания узбекскому языку статуса официального/государственного; второе - укрепление позиций этнических узбеков в органах государственной власти и управления путем создания собственного этнического лобби.
Рост недовольства узбекского населения был также связан и с нарушением неофициальных каналов связи между должностными лицами правительства Кыргызстана и лидерами узбекской общины. Если в свое время ряд узбекских лидеров поддерживал тесные личные связи с Акаевым, то вслед за мартовской революцией среди них не оказалось никого, кто имел бы хорошие взаимоотношения с Бакиевым. А.Артыков, активный член оппозиционных сил, поддерживающий Бакиева в тот период, во время «революции тюльпанов» был избран народом губернатором Ошской области, но в начале декабря смещен с данного поста К. Бакиевым.
            Депутаты Жогорку Кенеша от узбекской общины (Давран Сабиров, Алишер Сабиров, Махамматжан Мамасаидов, Кадыржан Батыров, Абдурахман Абдуллаев, Инамжон Абдурасулов, Абдумуталип Хакимов) пытались создать в парламенте свою фракцию. Один из них, А. Сабиров пытался раздобыть нормативные акты и другую информацию о Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, для чего был сделан официальный запрос в Таджикистан.
            Эти же депутаты в ноябре 2006 года, когда вносились изменения и дополнения в Конституцию страны, требовали о придании официального статуса узбекскому языку, но данные требования были отклонены депутатской группой «За реформу» и представителями Президента К.Бакиева.
Между тем, в октябре 2007 года состоялся Референдум по новому варианту Конституции и проекта Кодекса о выборах, где была введена законодательная норма о том, что при определении списка кандидатов политическая партия обязана учесть представительство не менее пятнадцати процентов граждан, представляющих различные национальности. Собственно, этой мерой и ограничилась межэтническая политика Бакиева.

             2. Социально-экономические факторы

Начиная с конца 1990-х годов развитие Кыргызстана проходило на фоне целого ряда проблем экономического характера.
После обретения страной независимости экономический спад затронул все отрасли экономики Кыргызстана.
Страна реализовала широкомасштабную программу экономических реформ. Земля была передана в частную собственность, были ликвидированы совхозы и колхозы советских времен. Возрос импорт товаров, были снижены государственные дотации. Произошла либерализация цен на сырье, сократились расходы госбюджета. В совокупности все эти изменения по большей части довели сельскохозяйственное производство в Кыргызстане до состояния, мало чем отличающегося от натурального хозяйства.
            На юге страны сложилось не менее тяжелое положение. Получив в 1990-е годы по маленькому наделу земли на семью, большинство крестьян и фермеров еле сводили концы с концами и не могли обеспечить всем членам семьи полную занятость. Результатом этого стал высокий уровень безработицы и неполной занятости в сельских районах.
            Для значительной части сельского населения, представленного в основном этническими кыргызами, единственным способом избежать ужасающей нужды стала миграция.
            Часть переселенцев избрала путь трудовой миграции в Казахстан или Российскую Федерацию, многие бывшие сельчане просто перебрались в города и поселки в поисках более высоких зарплат и более привлекательных возможностей.
            На окраинах Бишкека выросли значительные по размерам новостройки.
   В то время на юге страны, узбеки занимали практически все ниши в торговле и пищевой отрасли, сфере обслуживания и автомобильном бизнесе. Следовательно, узбекское население Кыргызстана, как правило, в финансовом плане было более состоятельным по сравнению с кыргызской частью населения.
            Вместе с тем, в культурном и политическом отношении значительная часть узбекского населения ориентирована на Ташкент, а не на Бишкек. Частично это явление вызвано сильным культурным влиянием Узбекистана, например, охватом вещания узбекскими телеканалами значительной части Ферганской долины и относительной закрытостью традиционных узбекских сообществ. Ограниченная представленность в теле и радиоэфире Кыргызстана государственных средств массовой информации породила несбалансированность получаемой населением информации. Например, всю территорию Кыргызстана покрывают лишь 2 национальные телевизионные компании (КТР, ЭлТР). При этом, на юге Кыргызстана постоянное вещание осуществляют 4 телекомпании Узбекистана, суммарный объем вещания которых превосходит вещание национальных средств массовой информации.
Финансовый кризис 2009 и начала 2010 годов еще больше усугубил состояние экономики. В связи с нарастанием спада в экономике России сократился объем денежных переводов, отправляемых домой трудовыми мигрантами. Вначале 2010 года были повышены цены на коммунальные услуги. Вслед за этим, 1 апреля того же года, Россия объявила о резком увеличении цен на топливо для Кыргызстана. Решение было связано с обвинениями в адрес режима Бакиева, который наживается на низких ценах на российскую нефть, занимая неустойчивую позицию по вопросу вывода военно-воздушной базы США в Манасе, что привело к осложнению отношений с крупнейшим экономическим партнером Кыргызстана Россией.
В этот период была ограничена свобода печати, а коррупция расползалась все шире и шире, особенно в системе правоохранительных органов и в энергетике. При этом, коррумпированные элементы проникли даже в систему поставок топлива для нужд военно-воздушной базы США в Манасе.

            3. Роль криминалитета

Еще одним фактором, усугубившим нестабильность в стране в этот период, стал развал группировки Бакиева и, в частности, борьба за власть и передел собственности. Деятельность преступных групп окружавших Бакиева сыграла свою ключевую роль в разжигании массового насилия на почве межэтнической вражды.
Смещение Бакиева в значительной мере поставило под угрозу положение, которого эти группы добились ранее, сделало проблематичным их дальнейшую связь с власть предержащими. Ключевым эпизодом при этом стало убийство 7 июня 2010 года криминального авторитета и наркодиллера А.Мирсидикова по кличке Черный Айбек. А.Мирсидиков был замешан в организации майских акций протеста вместе со сторонниками Бакиева. В частности, он активно участвовал в попытке смещения Б.Асанова, назначенного ВП губернатором Жалал-Абадской области.
Одной из причин провала этой попытки стало вмешательство узбекской общины, возглавляемой Кадыржаном Батыровым. В какой-то степени майские беспорядки также представляли собой результат борьбы за местные экономические ресурсы между ключевыми фигурами узбекской общины: К.Батыровым – предпринимателем, нажившим себе состояние за годы правления Акаева, и А.Мирсидиковым – местным криминальным авторитетом, добившимся значительного положения при Бакиеве. После смещения Бакиева конфликт между ними вылился в открытое столкновение. Как предполагается, А.Мирсидиков был убит для того, чтобы нейтрализовать всю его криминальную группу. Смерть А.Мирсидикова спровоцировала ожесточенную борьбу за влияние и передел собственности между преступными группировками.
Данный передел способствовал дальнейшему разгулу беззакония и массовых беспорядков. В этих условиях преступные группы восприняли значительный рост напряженности как угрозу своему существованию и прибегли к насилию, тем самым еще больше разжигая конфликт. Стычки криминальных группировок произошли в апреле-мае и на севере страны, в частности, в городах Токмок и Балыкчы.
По мере разрастания беспорядков, криминальные группировки использовали стычки между различными этническими группами как прикрытие для своих собственных действий, направленных на передел сфер влияния между местными преступными группировками.
Таким образом, отдельные насильственные действия и случаи захвата собственности в ходе июньских событий обусловлены активностью преступных группировок, воспользовавшихся возможностями, сложившимися в общей обстановке беспорядка и беззакония в ситуации конфликта.

            4. Роль средств массовой информации (СМИ)

            Анализ информации о событиях на юге республики, показал, что средства  массовой информации в погоне за сенсацией, чтобы опередить конкурентов на медиарынке, не всегда объективно отражали складывающуюся ситуацию, публиковали непроверенную, не соответствующую реальной действительности информацию.
Отдельные публикации, распространенные в СМИ республики в период южных событий, носили недостоверный характер, оказывали влияние на обострение межэтнических отношений, мешали их урегулированию.
В частности, в июне 2010 года в Интернет-пространстве была опубликована информация о том, что в ходе «зачисток» силовыми структурами Кыргызстана в с.Нариман Карасуйского района были убиты 20 граждан узбекской национальности. Был распространён слух о том, что в ходе массовых беспорядков кыргызы загнали около 200 узбеков в мечеть с.Жийдалик Карасуйского района и сожгли их заживо, хотя данная мечеть не пострадала в указанный период.
Свою огромную лепту в обострение общественно-политической ситуации и дискредитацию отдельных членов Временного Правительства внесли СМИ, подконтрольные и оплачиваемые Бакиевым и его сторонниками.

5. Роль неправительственных организации (НПО)

Существовало несколько факторов, в силу которых НПО были наиболее приспособлены к работе по предупреждению конфликтов.
НПО имели доступ к тем районам, разным группам населения, где другие не могли работать. Они вели переговоры с разными сторонами в конфликте, не теряя их доверия.
В работе по стабилизации обстановки и погашении конфликта, в ликвидации ее последствий важную лепту внесло гражданское общество, осознавшее всю опасность произошедшего, и НПО.
При этом некоторые неправительственные организации сыграли дестабилизирующую роль, распространяя однобокую информацию, усугубившую и без того сложную ситуацию.
Но были лидеры политических партий и НПО, авторитетные аксакалы национальных общин, сыгравшие положительную роль в стабилизации обстановки на юге.

            6. Роль религиозного фактора

В настоящее время в республике действуют более 2000 исламских религиозных организаций и объектов, 363 христианских, 3 организаций нового течения (Бахаи, Саентологическая и Объединенная методическая церковь) и 1 иудейская и 1 буддийская общины, прошедших как учетную регистрацию в Госагентстве по делам религий при Правительстве Кыргызской Республики, так и не прошедших. Наряду с этим, идет процесс усиления исламизации населения, вовлечения женщин в мечети и одевание ими паранджи, которое коренным образом противоречит культуре, традициям и обычаям кыргызского народа. Это негативно отражается на сохранении исторически сложившегося межконфессионального баланса и характеризуется ростом ее влияния на общественно-политическую ситуацию в стране. А также, с каждым годом все больше и больше вовлекаются дети школьного возраста в религиозное обучение.
При этом, анализ уровня образования духовенства показывает, что большинство работающих на должности имам-хатибов и имамов не имеют специального духовного образования и опыта работы. Более 70% не имеют духовного образования, около 2,5% прошли курсы имамов, 25% имеют религиозное среднее образование (закончили медресе), 2,5% имеют высшее религиозное образование. Директора и преподаватели некоторых исламских религиозных учебных заведений не имеют специального духовного образования, а также высшего светского образования, в прошлом работавшие в сфере обслуживания (водители, фермеры).
Данное обстоятельство сказывается на качестве воспитания и обучения слушателей, негативно отражается в противодействии проявлениям религиозного экстремизма.
Из-за этого сложилась тенденция вытеснения умеренных духовных лидеров представителями нетрадиционных и радикальных религиозных течений, которые в своих далекоидущих целях используют сепаратизм наших граждан узбекской национальности, что подтверждается участием отдельных имамов г. Ош в провоцировании июньских межэтнических столкновений.
До начала июньских событий в апреле месяце прошлого года на юге республики были распространены листовки так называемого «Анти – БЭК оппозиционного народного фронта к Временному Правительству КР», в которых открыто звучал призыв к сепаратизму и расколу государства на север и юг: «Бог, сохрани мой Кыргызстан от всех бед!!! Анти – Бэк оппозиционный фронт к Временному Правительству Кыргызской Республики. Цели деятельности:
1. Добиться паритету во властных структурах представителей Юга (до 60%) и Севера (до 40%);
2. Создания на Юге банковских и др. финансовых структур в расчете до 60% от существующих в Кыргызской Республики;
3. Рассмотреть создания не унитарного, а федеративного государства в Кыргызской Республики в составе Южно-кыргызской народно-демократической Республики и Северно-кыргызской демократической Республики… С НАМИ БОГ И КЫРГЫЗСКИЙ НАРОД.».
Религиозный фактор стал серьезной силой, дестабилизирующей общественно-политическую обстановку в республике. Рост экстремистских проявлений в религиозной среде особенно ярко проявился перед июньскими событиями, особенно на юге республики. В 2010 году выявлено – 54 факта религиозного экстремизма, по ним задержано – 106 человек. Изъято – 12179 экстремистских материалов. На учете органов внутренних дел южных областей республики состоят 1101 сторонников экстремистских и террористических организаций, что составляет 86,0% от общего количества по республике. Органами национальной безопасности выявлено и установлено 1944 члена религиозно-экстремистской организации, в том числе таких как «Хизб-ут-Тахрир» и Исламское движение Узбекистана/Туркестана. В реальности их число может быть гораздо больше. У них изъято 26 единиц огнестрельного оружия, 1610 штук боеприпасов, 111 взрывчатых веществ, а также более 3-х тысяч материалов экстремистского характера.
Кроме того, 11 июня 2010 года в г. Ош в 02.00 часа ночи одновременно в четырех мечетях, принадлежащие гражданам узбекской национальности по громкоговорителю позвали на «азан» и начали предупреждать о необходимости «подготовиться».
6 декабря 2010 года в результате оперативно-розыскных мероприятий был задержан имам мечети «Бадр» г. Ош Тешебаев Х., который занимался вербовкой и отправкой молодых граждан в зарубежные государства на учебу в подозрительных религиозных центрах. Кроме того, по информации ГКНБ после трагических июньских событий от 200-400 молодых лиц были переправлены в лагеря подготовки боевиков на территории Афганистана и Пакистана для прохождения соответствующей диверсионно-террористической подготовки и осуществления терактов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий