Архив блога

среда, 11 мая 2011 г.

Решение Комитета по обороне и безопасности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики


РЕШЕНИЕ
Комитета по обороне и безопасности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Отчету Международной независимой комиссии по исследованию событий на юге Кыргызстана в июне 2010 г. (ИКК).
10 мая 2011 года.
Комитет по обороне и безопасности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики отмечает, что по инициативе Президента Кыргызской Республики и при поддержке международных институтов (ООН, ОБСЕ, ЕС, СНГ) была создана Международная независимая комиссия по исследованию событий на юге Кыргызстана в июне 2010г. (ИКК) под руководством доктора Киммо Кильюнена, специального представителя ОБСЕ по Центральной Азии. ИКК была уполномочена исследовать факты и причины событий, квалифицировать нарушения и преступления в рамках международного права, определить ответственность и предоставить рекомендации.
Для работы комиссии Кыргызской Республикой были созданы все условия, обеспечен максимальный доступ ко всем источникам информации, тем самым руководство государства продемонстрировало беспрецедентную для постсоветского пространства открытость и сотрудничество.
Народ Кыргызстана ценит важную, объемную работу, проделанную ИИК, благодарит ее авторитетных членов за время и усилия, которые они посвятили изучению трагических событий, произошедших в Кыргызстане. Некоторые выводы и критические замечания, содержащиеся в Отчете ИКК заслуживает доверия и признания.
Вместе с тем, ряд положений  Отчета ИКК, в частности, касающиеся  фактов и причин событий, квалификации нарушений и преступлений по международному праву, категорически не приемлемы. ИКК в Отчете допускает много неточных и поверхностных описаний и не приводит достаточных оснований для квалификации деяний июньских событий в г. Ош как преступление против человечности. Ибо не имели место преднамеренно спланированные и организованные атаки против узбекского населения « в соответствии с или в поддержку политики государства или организации», как того требуют определение преступлений против человечности.
Комитет отмечает, что  ИИК в оценке событий не руководствовалась принципами объективности и беспристрастности. Кроме того отсутствие единообразного подхода к использованию избранной методологии стало одной из причин того, что изложенная в Отчете картина конфликта, ход событий и их последствия, имеют односторонний характер. Так в большой мере учитывались преступления, совершенные только представителями одной этнической группой (138, 139, 145-149, 151, 155-160, 164,168-175, 176 -178, 192, 193, 197, 210) и игнорируя  при этом гибель и жертвы, понесенные этой же группой (154,181,183,191), а другая этническая группа конфликта представлена в качестве пострадавшей и беззащитной стороной (257-259, 264, 265). ИКК умалчивает или вскользь обтекаемо описывает факты убийства граждан кыргызской национальности и должностных лиц органов государственной власти, которые  убиты при исполнении служебных обязанностей и мирно, безоружно прибывшие к гражданам (толпам) узбекской национальности с целью призыва их к миру, остановки межэтнического столкновения. В частности не нашли должного внимания и оценки в Отчете факты убийства кыргызов, как в случаях, совершенных преступлений в отношении лиц узбекской национальности:
- 12 июня массовое убийство лиц кыргызской национальности в Сузакском районе возле хлопкоочистительного завода «Санпа». Несколько тысяч человек узбекской национальности перекрыв трассу Бишкек-Ош, останавливая автомашины, расстреливали проезжавших кыргызов, включая женщин и детей. Убийства совершались избирательно по этническому признаку. В результате были убиты 16 человек, 2 пропали без вести, около 20 получили ранения, более 30 тяжело избиты и подожжено 9 автомашин;
- 11 июня 06.30 часов в районе Фуркат А. Шакиров, депутат местного кенеша был убит выстрелом из узбекской толпы;
- 12 июня убиты снайперским огнем со стороны домов граждан узбекской национальности майор Пограничной службы КР  К.Абдылдаев и младший сержант сверхсрочной службы Министерства обороны А. Сурантаев;
- 13 июня в с. Нариман убит начальник Кара-Суйского РОВД А.Султанов, а тело его сожжено, водитель У.Шамырзаев обезглавлен публично перед толпой узбекской национальности;
- 13 июня были убиты депутаты местных кенешей Э.Мурзабеков и Э.Арапбаев, сотрудники ДПС ОБДД г.Ош Б.Байкишиев и Б.Айдаров.
Подтверждением несбалансированного подхода к фактам и их оценке является и стилистика изложения материала, которая выдержана в зависимости от этнической группы, так в одном случае использовался рациональный стиль изложения (181, 191), в другом эмоциональный (132, 257, 258, 289).  Тем самым конфликту придана иная картина реальности, что не способствует миру, стабильности, примирению.
           В Отчете имеются много неточных сведений, что служит серьезным основанием для критики и сомнения в достоверности отдельных  положений описания событий. Так например:
-  События 19 мая в г. Джалал-Абад (73, 74) изложены не правильно и  не соответствуют действительности - дата и обстоятельства событий не соответствуют истине. Генерал И.Исаков вместе с назначенным комендантом генералом Б. Алымбековым прилетели в г. Джалал-Абад 19 мая в районе 15 часов, когда уже происходили события - нападения на Университет дружбы народов. В результате принятых мер по руководству имеющимися  силами и средствами оперативно  был локализован конфликт. А митинг на ипподроме, который описан в пункте 73, имел место 20 мая;
- «Вооруженные силы (12) под командованием Временного Правительства составляли 2000 челове». Не соответствует действительности, данная численность была достигнута только к 17 и 18 июня, после реализации объявленного Временным Правительством Кыргызской Республики частичной мобилизации (Декрет Временного Правительства Кыргызской Республики от 12 июня 2010 года ВП №69);
- «Население Ферганской долины (34), которая является частью Кыргызстана, традиционно состояло из значительного количества узбеков. С 1960-х годов города и центры, такие как Ош, начали индустриализовываться. Кыргызы начали двигаться на юг в поиске земли и работы, но ограниченность и того и другого дала рост безработице. Социальное напряжение появилось между двумя группами». Данное предположение является в корне ошибочным, на самом деле кыргызы издавна проживали в южных регионах страны и оказывали влияние на развитие всей Ферганской долины.
- «По утверждению ИКК (143) вся тяжелая бронированная техника была сконцентрирована на площади перед офисом губернатора, а не рассредоточена по городу». Данное утверждение не соответствует действительности. Так основная большая часть военной техники использовались на блокпостах. При этом действительно, малая часть военной техники была сконцентрирована на площади по следующим основаниям: для оперативного реагирования на очаги конфликтов, распределения колонн для сопровождения гуманитарных грузов, проведения развода с целью постановки и уточнения задач по выполнению режима комендантского часа и единого материально-технического обеспечения;
- «ИКК отмечает (146), что с рассвета 11 июня атаки на баррикады узбекских махаллей БТРами и вооруженными кыргызами имели элементы планирования».  Рано утром 11 июня никакого захвата БТРов еще не было. Действительно, были насильственно захвачены группой гражданских лиц численностью примерно 4 тысяча человек 2 единицы БТР, только в 14 часов дня 11 июня в районе Фурхат, которые совершали марш из другого гарнизона (г.Майлуу-Суу) в г.Ош. Причем, один из БТРов военнослужащими был приведен в неисправное состояние;
- « … В течении 12 июня (167) переходный Президент Отунбаева обратилась за международной помощью, в частности за российскими солдатами.  По видимому, в ответ на это, многие узбекские жители сделали надписи «SOS» - международно признанный сигнал бедствия, на горизонтальной поверхности, такой как крыши и дороги». Не соответствует действительности, они уже были нанесены в момент, когда 11 июня осуществлялся облет г. Ош на вертолете.
- «В Джалал-Абаде (210) ИКК наблюдали разрушения, соизмеримые с теми, которые могли быть нанесены орудием 73 мм калибра, установленного на БТРе, захваченном у солдат Министерства внутренних дел». БТР не имеет вооружение калибра 73-мм, а имеющееся вооружение (пулеметы калибра 7,62мм и 14.5 мм) были приведены в не пригодное состояние, так как были сняты затворы. 
Комитет осуждает утверждения ИКК, построенные на непроверенных информациях (домыслах). Так ИКК в Отчете утверждает, что военные осуществляли раздачу оружия и боеприпасов одной этнической группе и принимали участие в конфликте на их стороне (12, 150, 165, 166, 212, 261, 339). Также в Отчете (365) бездоказательно указывается, что не было проведено ни дисциплинарного, ни уголовного расследования по фактам утери оружия.
 Комитет считает, что ИКК каких-либо доказательств, подтверждающих раздачу военными  оружия и боеприпасов, а также их участия на стороне одной из этнических групп конфликта предъявить не сможет, так как таких фактов не было и не могло быть, соответственно утверждения Комиссии основаны на ложных интервью и анализе. Во всех случаях оружие и боеприпасы захвачены насильственно с применением угрозы и физической силы группой гражданских лиц, намного превосходящих по численности. Органами прокуратуры республики по фактам утери оружия и боеприпасов, ненадлежащего исполнения своих обязанностей, в отношении военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов возбуждено 25 уголовных дел.
ИИК не сделала глубокого анализа обстоятельств и причин, предшествовавших конфликту и послуживших истинными причинами его возникновения, хотя последовательность событий и характер действий межэтнического конфликта 10 июня, свидетельствовали о наличии признаков организованности и заблаговременной подготовки к конфликту со стороны узбекской части населения г. Ош. ИИК имея достаточные свидетельские показания и документы, в Отчете сознательно не указывает, кто спланировал и спровоцировал июньский межэтнический конфликт на юге республики.
Важнейшие факты и обстоятельства, служившие причиной начало конфликта также не получили в Отчете необходимой оценки. К примеру:
- 5 мая на территории средней школы им. М.Сабирова, расположенной в с.Кызыл-Кыштак Кара-Суйского района было проведено собрание с участием около 500 граждан узбекской национальности, на котором приняли участие К.Батыров, Ж.Салахудинов, И.Абдурасулов, К.Абдуллаева, К.Алимов. Собрание открыл Ж.Салахудинов, объявивший, что «целью данной встречи является объединение узбекской нации и решение накопившихся проблем..». Далее выступил К.Батыров рассказав о событиях, происходящих в г.Джалал-Абад, необходимости объединиться узбекскому народу и принять активное участие на политических процессах… Также он призывал организовать митинги с участием 50 тысяч человек и выдвинуть руководству страны все требования и отметил, что «пришло время узбекскому народу поднять головы и отстаивать свои права и интересы… в том числе придание официального статуса узбекскому языку и если будет необходимость и автономию узбекских общин;
- 22 мая на митинге на территории Университета дружбы народов в г. Джалал - Абад, где присутствовало около 5 тысяч граждан узбекской национальности, некоторые преподаватели данного высшего учебного заведения допускали в выступлениях высказывания унижающие честь и достоинство граждан кыргызской национальности, в частности кыргызы - варвары, не имеют своей истории и т.д.;
          - 10 июня на территории одной из школ города К.Батыров и И.Абдурасулов организовали собрание граждан узбекской национальности, где говорили о том, что «кыргызы ущемляют права узбеков, необходимо противостоять им и если узбеки будут готовы к борьбе, то они готовы снабжать оружием…, о необходимости  сооружения  блокпостов и баррикад к заездам в свои кварталы и организации патрульной службы»;
          - после произошедшего вечером 10 июня инцидента возле гостиницы «Алай», с 23.00 часов того же дня в больницы стали поступать граждане кыргызской национальности с ножевыми, колотыми ранениями из Кара-Суйского, Ноокатского районов Ошской области. В ту же ночь мужчины узбекской национальности ездили  по кварталам оповещая о начале войны и около 02.00 часа ночи, одновременно 4 мечети позвали на азан, предупреждая о необходимости подготовиться;
- к утру 11 июня на многих крышах и заборах кварталов, населенных преимущественно гражданами узбекской национальности появились надписи, оформленные специальной краской аккуратно и однотипно: «SOS», «Uzbek zone», на первой сопке горы Сулайман-Тоо была обнаружена группа людей, которые вели точечные стрельбы по кыргызам и по телефону передавали информацию о ситуации и перемещениях сил правопорядка в городе;
- важным подтверждением об организованности и подготовленности конфликта служат обнаруженные в узбекских кварталах переоборудованные грузовые автомашины марки «Камаз», обшитые железом, с бойницами для ведения стрельбы из стрелкового оружия, а также моментальное  оборудование баррикад в узбекских кварталах.  
ИКК в Отчете совершенно не отразила усилия властей, правоохранительных органов, Вооруженных сил, да и самого народа, благодаря которым удалось в короткие сроки в течение 4-5 дней локализовать конфликт, остановить насилие и в дальнейшем приступить к оказанию помощи пострадавшим и налаживанию мирного сосуществования. 
ИКК определил ответственность как личную, так и институционную (действия или бездействия институтов власти) за события. Комитет отмечает, что ИКК при определении ответственности  не учла всю полноту, драматизм той сложной общественно - политической обстановки, социально-экономического положения в стране (непрекращающееся сопротивление и  борьбу за власть прежнего режима и его сторонников путем захватов административных зданий областных государственных администраций (гг. Ош, Джалал-Абад, Баткен), организации межэтнических стычек (с.Маевка, г.Джалал-Абад - 19 мая), разгул криминала, ежедневные митинги и другие массовые акции, самовольные захваты земель вокруг гг. Бишкек, Ош, деморализованное состояние органов правопорядка).
Комитет для дачи оценки к Отчету ИКК, в частности раздела IV «Ответственность» приводит слова великого советского полководца Г.К. Жукова, который в своих воспоминаниях о Великой Отечественной войне писал: «Нет ничего проще, когда известны все последствия, возвращаться к началу событий и давать различного рода оценки. И нет ничего сложнее, чем разобраться во всей совокупности вопросов, во всем противоборстве сил, противопоставлении множества мнений, сведений и фактов непосредственно в данный исторический момент». 
ИКК (402) давая рекомендацию об изменении названия государства на «Республику Кыргызстан» вышла за пределы предоставленного мандата. Данная рекомендация может служить поддержкой сепаратистских идей и не способствует скорой интеграции узбекской общины в сферу общественной жизни республики.
Комитет считает рекомендацию недопустимой и посягательством во внутренние дела независимого государства, название государства не влияет на гражданскую основу национального строительства. Какое название должно носить государство решать народу Кыргызской Республики, это его суверенное право. Кроме того нынешнее название «Кыргызская  Республика» было закреплено в первой Конституции страны 1993 года и многократно подтверждалось итогами референдумов по принятию изменений и дополнений в Конституцию, в которых принимали участие граждане всех национальностей.
На основании изложенного, Комитет по обороне и безопасности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики принял следующее 
РЕШЕНИЕ
1. Отчет Международной независимой комиссии по исследованию
событий на юге Кыргызстана в июне 2010 г. считать необъективным, односторонним, не способствующим миру, стабильности и предупреждению нового конфликта, развитию мирного будущего для всех жителей Кыргызской Республики, а наоборот вызывающим межэтническую нетерпимость и рознь (ненависть), в последующем создающим угрозу национальной безопасности Кыргызской Республики.
2. Внести предложение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики о рассмотрении Отчета Международной Независимой Комиссии по исследованию событий на юге Кыргызстана в июне 2010 г. и дачи оценки.
3. Правительству Кыргызской Республики и Аппарату Президента Кыргызской Республики выступить в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики со своим комментарием к Отчету  Международной Независимой Комиссии по исследованию событий на юге Кыргызстана в июне 2010 г.
4. Контроль за выполнением данного решения возложить на Комитет по обороне и  безопасности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Председатель Комитета
по обороне и безопасности                                                 Исаков И.И.
          

Комментариев нет:

Отправить комментарий