Архив блога

среда, 1 июня 2011 г.

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

            1. Причины и условия событий
           
            Из анализа произошедших трагических событий, произошедших в республике в апреле-июне 2010 года следует, что спровоцированный конфликт в своей основе имел комплекс политических и социально-экономических причин и условий. Основными которых явились:
- проводимая бывшим президентом К.Бакиевым внешняя и внутренняя политика вразрез ст.ст.42 и 45 Конституции Кыргызской Республики, не отвечающая национальным интересам Кыргызстана и не выполнение присяги перед народом Кыргызстана (статья 42 – «Президент является… гарантом Конституции, свобод и прав человека и гражданина»;  статья 45 – «Я, … перед народом и Отечеством клянусь: свято соблюдать и защищать Конституцию и законы… обеспечивать права и свободы всех граждан…» ); 
- деятельность Жогорку Кенеша Кыргызской Республики IV созыва, состоящей из абсолютного большинства членов партии «Ак-Жол», по принятию законодательных актов угодных интересам семьи Бакиевых и содействовавшей усилению его семейно-кланового режима в нарушение норм ст.ст.54 и 61 Конституции Кыргызской Республики (статья 54 – «Жогорку Кенеш… является представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольную функцию в пределах своих полномочий»; статья 61 –«Комитеты Жогорку Кенеша… контролируют проведения в жизнь законов и решений принятых Жогорку Кенешем…»);
- деятельность Правительства Кыргызской Республики (возглавляемых И.Чудиновым, Д.Усеновым) вразрез ст.73 Конституции Кыргызской Республики, не обеспечивающей исполнения Конституции и законов, содействовавшей в подавлении прав и свобод граждан, а также в ущемление национальных интересов Кыргызстана реализовавшей передачу Республике Казахстан территорий Кыргызстана «Каркыра», участки «Майнак», 800 метров объездной дороги, проходящей через г.Токмок и четырех пансионатов на побережье озера Иссык-Куль, незаконную продажу открытых акционерных обществ «Северэлектро», «Кыргызтелеком», «Востокэлектро», повышения тарифов на электроэнергию, тепло, горячее и холодное водоснабжение, услуги мобильной связи (статья 73 – «Правительство… обеспечивает исполнение Конституции и законов… осуществляет меры по обеспечению законности, свобод и прав граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью… обеспечивает проведение ценовой, тарифной политики… обеспечивает проведение государственной политики в социально-экономической сфере…»);
- вынесение «именем Конституции Кыргызской Республики» и «именем Кыргызской Республики» судебных актов представителями судебной власти по указанию семьи Бакиевых вразрез ст.ст. 83 и 85 Конституции Кыргызской Республики (статья 83 – «Судьи независимы и подчиняются только Конституции и законам…»; статья 85 – «Конституционный суд является высшим органом судебной власти по защите Конституции…»);  
- незаконное преследование, возбуждение уголовных дел и привлечение заведомо невиновных к уголовной ответственности органами прокуратуры вразрез ст.77 Конституции Кыргызской Республики (статья 77 – «Прокуратура Кыргызской Республики осуществляет надзор за точным и единообразным исполнение законов…»);  
            - самоустранение от выполнения своих прямых обязанностей по обеспечению законности, предусмотренных требованиями норм Закона КР «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» и превышение должностных полномочий, выразившееся в подавлении прав и свободы граждан губернаторами Чуйской, Иссык-Кульской, Таласской, Нарынской, Ошской областей, мэрами городов Бишкек, Балыкчы, Талас и акимами Алайского района Ошской области и Московского района Чуйской области (статья 37 – «Мэр города республиканского и областного значения… организует соблюдение и выполнение Конституции и законов…»; статья 60 – «Местная государственная администрация осуществляет свою деятельность на принципах: законности и социальной справедливости, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан»; статьи 61, 62 – «Государственная администрация области и района… осуществляет контроль за соблюдением прав граждан…»; статья 64 – Глава государственной администрации области – губернатор: осуществляет контроль за исполнением законов… ведет работу по защите прав граждан… );
            - тяжелое социально-экономическое положение граждан, неконтролируемая внутренняя миграция, отсутствие рабочих мест, низкий размер заработной платы, пенсий и пособий;
            - коррупция, охватившая не только государственную власть, но и все сферы жизнедеятельности общества (Коррупцией были поражены практически все министерства, ведомства, судебные, правоохранительные органы, образовательные организации и медицинские учреждения. Этот процесс происходил открыто, накапливая недовольство у населения. При режиме К.Бакиева Кыргызстан из 186 стран по коррупции оказался на одном из первых мест);
- отсутствие доверия со стороны населения к созданным К.Бакиевым, его семьей и ближайшим окружением коррумпированной системы государственной власти на всех уровнях, особенно судебной системе власти, а также правоохранительным органам и спецслужбам;
- порочная система кадровых назначений на должности К.Бакиевым по принципам родства, личной верности семье и за вознаграждения, приведшая к региональному дисбалансу и отсутствию профессиональных кадров, способных выполнять должностные обязанности в интересах общества;         
            - сокращение до предела боеспособных войсковых частей Вооруженных Сил и непродуманные реорганизации в рамках проведенного реформирования Вооруженных Сил, в результате которых имеющиеся подразделения без дополнительной подготовки и обеспечения оказались неспособными выполнять боевые задачи;
- деморализованное состояние сотрудников органов внутренних дел и службы национальной безопасности в г.Ош, Ошской, Джалал-Абадской областях, полное отсутствие у них несмертельного оружия (спецсредств для разгона граждан: водометы, резиновые пули и слезоточивые газы) и экипировки (щиты, каски дубинки, бронежилеты), а также неспособность полноценного функционирования органов государственной власти и местного самоуправления;
            - создание благоприятных условий для криминальных группировок;   
            - самоустранение от выполнения своих прямых обязанностей, а также превышение должностных полномочий Премьер-министром, Генеральным прокурором, соответствующими должностными лицами Министерства внутренних дел, губернаторами и мэрами по обеспечению законности и осуществлению защиты прав и свобод граждан в период митингов в Чуйской области, Алае, Нарыне и Таласе и 7 апреля 2010 года в г.Бишкек;
            - попытка ближайшего окружения, сторонников и родственников К.Бакиева вернуть семейно-клановое управление Кыргызстаном, а также контроль над банковским сектором, бизнесом, наркотрафиком и распределением национальных богатств;
            - активизация национального экстремизма лидерами узбекских общин, как К.Батыров, Ж.Салохудинов, И.Абдурасулов, А.Сабиров, К.Абдуллаева и других, открытое декларирование ими националистических (провокационных) высказываний с целью возбуждения межэтнической нетерпимости под прикрытием этнических вопросов (придание официального статуса узбекскому языку, получение квот на государственных должностях и «при необходимости автономии»), заблаговременно подготовившись к реализации своих идей, даже за счет демонстрации силы пользуясь сложившейся тяжелой общественно-политической обстановкой;   
            - наличие в органах местного самоуправления, системе правоохранительных органов и спецслужб сторонников и ставленников К Бакиева, вплоть до контроля целыми псевдоподразделениями, созданными Ж. и М. Бакиевыми в личных целях;
            - наличие у семьи К. Бакиевых информационных технологий и ресурсов, а также пиар-технологов, аналитиков, конфликтологов, активно работавших для создания негативного общественного мнения о действиях Временного Правительства, особенно в период подготовки и проведения Референдума по изменению Конституции Кыргызской Республики;
            - непрерывные акты противодействия сторонников и семьи К.Бакиева (события: 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 апреля и 12, 13, 14, 15, 17 мая), не позволявшие Временному Правительству полноценно установить государственную власть на всей территории страны, осуществлять контроль и управление;
            - ограниченность во времени периода работы Временного Правительства (менее 30 дней) для проведения коренных реформ в системе управления органами государственной власти, в том числе для решения кадровых вопросов;
            - активизация бывших ставленников Президента К.Бакиева, участвовавших в разворовывании национальных богатств и криминалитета, особенно после заявления К.Бакиева в г. Минске об отказе ранее подписанного заявления об отставке с поста Президента и  после телефонных разговоров Жаныша и Максима Бакиевых о проведении примерно в июне месяце массовых беспорядков («кипиша») с помощью наемных молодчиков, а также встречи Ж.Бакиева с представителями «Талибан» и «ИДУ/ИДТ»;     
- активизация третьих сил, преследующих свои интересы;
- отпечаток и последствия событий, произошедших в июне 1990 года; сложная религиозная ситуация в стране; а также проводимые прежними Президентами политика в отношении национальных меньшинств, в том числе практика использование их во время выборов и референдумов в своих интересах.

На основании вышеизложенных следует, что в причинах и условиях, приведших к народному негодованию в последние годы, а также в расстреле 1500 граждан (из них погибших 87) перед Белым Домом в г.Бишкек 7 апреля 2010 года несут ответственность непосредственно бывший Президент КР К.Бакиев, председатель СГО Кыргызской Республики Ж.Бакиев, Жогорку Кенеш КР IV созыва (Торага Жогорку Кенеша А.Тагаев, З.Курманов), Правительство КР (возглавляемый премьер-министром Д.Усеновым), Генеральная прокуратура КР (возглавляемый Н.Турсункуловым), министр обороны Кыргызской Республики Б.Калыев, министр внутренних дел КР М.Конгантиев, председатель ГСНБ КР М.Суталинов, мэр г.Бишкек Н.Тюлеев – игнорировавшие выполнения требования норм Конституции и законов Кыргызской Республики по обеспечению законности, прав и свобод граждан и умышленно превысившие свои должностные полномочия.
Вместе с тем, анализ произошедших событий после 7 апреля 2010 года свидетельствует, что свергнутый народом Кыргызстана Президент К.Бакиев, его ближайшие родственники и приближенные в целях дискредитации Временного Правительства КР, заявляя о его нелегитимности и недееспособности, обвиняя в необоснованном освобождении «своих кадров», призывая к «легитимизации Временного Правительства через Жогорку Кенеш», спланировали и организовали 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 апреля и 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 мая митинги и пикеты, сопряженные с насильственными захватами административных зданий. Провоцируя массовые беспорядки и внося раскол среди народа, с целью восстановления своего режима, они предприняли ряд мер по дестабилизации общественно-политической ситуации по всей республике.
            Когда указанные действия не дали желаемых результатов, хорошо зная самые болезненные, острые проблемы касаемых этнических и региональных вопросов, они целенаправленно начали нагнетать межэтническую нетерпимость. При этом, главным образом используя:
            - своих сторонников и ставленников как в правоохранительных, так и в органах государственной власти и местного самоуправления;
- криминалитет, который боялся установления законности, потери сферы влияния и неминуемости уголовного наказания за совершенные преступления;
- подконтрольные и оплачиваемые ими средства массовой информации, тратя на них огромные финансовые средства,
спровоцировали 19 мая и 10, 11, 12, 13, 14, 15 июня межэтнические столкновения в Ошской и Джалал-Абадских областях, приведшие к многочисленным жертвам и многомиллиардному материальному ущербу.
Основным «детонатором» разжигания межэтнического столкновения, также является национально-экстремистские действия лидеров узбекских общин К.Батырова, экс-депутатов Жогорку Кенеша, членов партии «Ак-жол» - Ж.Салохудинова, И.Абдурасулова, А.Сабирова, также председателя Ошского регионального отделения Конгресса женщин К.Абдуллаевой и других, преследовавших свои личные цели пользуясь сложившейся общественно-политической ситуацией.  

Вследствие событий, произошедших в г.Ош, Ошской и Джалал-Абадской областях погибли 426 человек. Остается неустановленным местонахождение 35 человек. В том числе убиты:
- депутаты местных кенешей А.Шакиров, Э.Мурзабеков, Э.Арапбаев, выступавшие в роли переговорщиков;
- 10 сотрудников МВД;
- 2 военнослужащих Министерства обороны и Пограничной службы.
Были ранены:
Из числа сотрудников МВД - 172 человек: 127 офицеров, 43 сержанта и 2 пенсионера МВД;
Из числа военнослужащих Министерстве обороны были ранены 12 человек, были избиты более 50 военнослужащих;
В Пограничной службе пострадало 2 военнослужащих.
Телесные повреждения получили 1930 граждан, из них 925 огнестрельные ранения.
Разрушено 1861 жилых домов. Общая сумма причиненного материального ущерба составляет около 90 млн. долларов США.
В дни конфликта из г.Ош, Ошской и Джалал-Абадской областей с 11 по 13 июня более 75 тыс. граждан узбекской национальности перебрались в Узбекистан, десятки тысяч кыргызов - в горные районы и на север республики.
            По фактам трагических событий на юге республики возбуждено 5310 уголовных дел. Из них, по убийствам – 474, раскрыто 51. В числе нераскрытых преступлений 2328 дел - за умышленное уничтожение или повреждение имущества, 1670 – кражи, 460 - неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством, 45 - применение насилия в отношении представителя власти, 30 – похищение человека, 14 – незаконное приобретение, хранение, сбыт и ношение оружия, 7 - убийство сотрудника правоохранительных органов и военнослужащих.          

            Несмотря на огромные усилия Бакиевых, его ставленников и сторонников, предпринятые в целях восстановления своего криминально-кланового режима, а также национально-экстремистские действия отдельных лидеров узбекских общин и криминальных группировок, Временное Правительство вместе с народом в течение 4-5-х дней стабилизировало обстановку, не допустив гражданской войны и гуманитарной катастрофы в зоне столкновений. При этом:
- перевезено и доставлено в зону конфликта более 2 тысяч тонн гуманитарных грузов;
- совершены 68 авиарейсов (в среднем по 3 рейса в день) для организации бесперебойной доставки воды, продуктов питания, товаров первой необходимости в пострадавшие районы;
- самолетами из зоны конфликта были эвакуированы 7851 человек, в том числе 709 детей;
- силами военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов эвакуированы из г.Ош более 3000 иностранных граждан, в том числе студентов, бизнесменов, представителей международных организаций;
- освобождены свыше 1000 заложников как узбекской, так и кыргызской национальностей;
- из Чон-Алайского района были эвакуированы более 150 человек узбекской национальности;
            - 19 июня Временным Правительством была принята программа восстановления и развития южного региона. Для решения этих задач 23 июня была создана Генеральная дирекция по восстановлению и развитию городов Ош и Жалал-Абад. К концу 2010 года в рамках первой фазы, было восстановлено 1780 домов; 
            - для поддержки предпринимателей, пострадавших от июньских событий, в июне специальным Декретом Временного Правительства были предусмотрены налоговые льготы, освобождение от таможенных платежей, отчислений в Социальный фонд, списание налоговой задолженности и предоставление отсрочки по платежам в бюджет;
- была оказана материальная помощь пострадавшим и их семьям, а также организована работа по восстановлению утерянных гражданами в ходе событий документов. 
           
Необходимо отметить, что огромные усилия для стабилизации обстановки, локализации межэтнического конфликта, своевременному и мирному проведению Референдума, были предприняты аксакалами, как кыргызской, так и узбекской национальностей. Авторитетные бывшие руководители районного и республиканского масштаба, ветераны Вооруженных Сил и правоохранительных органов, военнослужащие Вооруженных Сил и органов национальной безопасности, сотрудники Министерств внутренних дел, Чрезвычайных ситуаций, здравоохранения, финансов, социальной защиты, миграции, губернаторы и их заместители в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях, главы районных администраций Араванского, Ноокатского, Узгенского, Карасуйского, Сузакского, Ала-Букинского, Ноокенского и Базар-Коргонского, мэр г.Джалал-Абад, представители неправительственных организаций и многие другие сделали очень многое для стабилизации ситуации.
            Однако, в преддверии событий и в ходе локализации межэтнического конфликта и стабилизации обстановки имелись факты слабого исполнения своих функциональных обязанностей отдельными руководителями и сотрудниками спецслужб, правоохранительных органов и органов местного самоуправления и их предвзятого отношения к гражданам другой национальности. Некоторые должностные лица в силу отсутствия опыта и умения на должном уровне организовать работу, допускали ошибки, приведшие к негативным результатам. Имелись факты, когда отдельные должностные лица работали «на два фронта», предоставляя представителям Временного Правительства заведомо не достоверные сведения относительно происходящих событий, что вводило в заблуждение при стабилизации и регулировании сложившейся обстановки. В результате чего снижалась эффективность принимаемых мер.
            Кроме того, по объективным причинам должностные лица ГКНБ, МВД, прокуратуры и их территориальных органов, местных органов власти за непродолжительное время своей деятельности (апрель-май 2010 года), в условиях постоянного противостояния (митинги, пикеты и насильственные захваты административных зданий) сторонников К.Бакиева не сумели в полной мере          организовать: надлежащую работу по         прогнозированию общественно-политической ситуации и межнациональных конфликтов, а также выработать меры по их предотвращению, нейтрализации и локализации; предупредительно-профилактическую и оперативно-следственную работу в отношении лидеров и активных членов преступных группировок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий